Монахи, вот Благородная Истина о Страдании: рождение есть
страдание, старение есть страдание, [болезнь есть страдание], смерть есть
страдание. И горе, и скорбь, и физическая боль, и душевная боль, и отчаяние
есть страдание. С нелюбимым быть – страдание, с любимым разлука – страдание; не
получать того, чего желаешь – страдание. Говоря кратко, Пять Накоплений
Захваченности есть страдание (пали дуккха).
А вот, монахи,
Благородная Истина о Причине Страданий. Это Жажда (пали танха; т.е. желание
приятных ощущений и нежелание неприятных), которая ведёт к последующему
Становлению (пали бхава; т.е. обретение существования), она сопровождается
сильным душевным волнением и переживанием удовольствия, она ищет наслаждений то
здесь, то там. Другими словами, это жажда к чувственным удовольствиям, жажда к
становлению (т.е. к бытию) и жажда к не-становлению (к небытию)**.
А вот, монахи, Благородная Истина о Прекращении Страданий.
Это полное успокоение [волнений] и прекращение, отказ, отъединение, это
Освобождение с отдалением от той самой жажды (Освобождение-Отдаление).
А вот, монахи, Благородная Истина о Пути Практики, Ведущем к Прекращению
Страданий. Это есть Благородный Восьмеричный Путь: Правильный Взгляд,
Правильный Настрой, Правильная Речь, Правильные Действия, Правильная Жизнь,
Правильные Усилия, Правильное Сосредоточение Внимания, Правильное Самадхи.